Под звуки бузуки

О появлении греков на Урале

«Важно не то, что мы видим. Куда важнее то, что мы чувствуем. Только прочувствованное и пережитое никогда не забывается, это и есть основная составляющая воспоминаний» (Эльчин Сафарли)

«Утром парное молоко, а вечером — творог со сметаной. Одинокая каменная церквушка посреди широкого раскинутого зеленого поля, вокруг кавказские горы и неописуемое голубое небо, украшенное облаками, будто бы выстриженными ножницами из бумаги…». Это воспоминания Анны Татаровой о времени, когда она школьницей приезжала в гости к бабушке с дедушкой в Грузию, в греческое село Цинцкаро. И эта ностальгия Анны очень своевременна, потому что пришло время рассказать, как греки оказались на Урале.

 

 

 

Основание Понта и появление первых понтийцев

Понт — местность простиралась от пролива Босфор до древней Колхиды — сегодняшняя граница Турции и Грузии, длиной 1400 км — и представляла собой узкую полосу берега, отделенного от остального материка высокими горами

Все любят хорошую жизнь, вот и греки 30 столетий назад тоже любили. И в поисках лучшей жизни с территории сегодняшней Греции часть отважных греков, переплывая Эгейское море, селится на восточном побережье Черного моря. Предприимчивые греки на этой территории основывают Понт (от слова «πόντος» — море). На новое местожительство понтийцы перевозят свою культуру, свои традиции, и обычаи, и язык. Так, с 785 года до нашей эры здесь начинается строительство городов.

Я динин, я дилин, или условие турков в отношении греков

В 330 году нашей эры основывается будущая столица Византийской империи — город Константинополь, куда входят и понтийские города. Известно, что на Византийскую империю в восьмом веке совершают нападение арабы, в одиннадцатом — туркоманы и турки-сельджуки. Греки героически борются за свою территорию и свой народ. Однако в XV веке Понт турки все-таки занимают. Они захватывают греков-понтийцев и выдвигают им условие: «я динин, я дилин» (вера или язык). Это требование исходит из Корана, где написано «притягивать представителей других вероисповеданий на свою сторону», в отличие от Библии, где написано «уважение к другим вероисповеданиям». Греческий народ, сохраняя за собой право быть верными своей религии, отрекается от родного языка в пользу турецкого.

Русско-турецкая война как попытка изменить жизнь понтийцев к лучшему

Со временем турки признают высокий культурный уровень греков, их технические и торговые способности; в связи с чем торговля, культура и экономика переходит в руки понтийцев. Греки же, в свою очередь, не теряют надежды полностью избавиться от турецкого гнета. И таким удобным моментом «для спасения своего народа» является начало XIX века. Это время Русско-турецкой войны 1806—1812 годов. Греки выступают на стороне единоверцев. Россия-защитница в 1810 году ставит цель: переселить греков из Средней Азии на территорию Российской империи — в Грузию. И это не случайно: сами грузины много натерпелись от турецких нашествий, поэтому доброжелательно относятся к грекам и принимают их у себя. Первые 20 семей прибывают в 1813 году и селятся в грузинском селе Цинцкаро. «Узнав о благоденствии и спокойствии народа Грузии, — писали тогда греки, — имеем ревностное желание основать жительство свое под человеколюбивым правлением этого государства». В 1822—1823 годах село Цинцкаро пополняется еще 100 греческими семьями. Массовый поток приходится на 1829—-1830 годы: греки селятся на незаселенной территории города Цалки.

Понт в Первую мировую

19 мая — День памяти геноцида греков Малой Азии. В период с 1916—1923 годы турки устраивали этнические чистки в отношении греческого населения исторического Понта

Годы идут, история пишется… Во время Первой мировой, в 1914 г., греческий народ организовывает партизанские отряды, чтобы воссоздать независимую Понтийскую республику. В 1919 году Греция вступает в войну с Турцией во имя мирного населения Понта. Судьба жителей Понта оказывается непростой: первую половину убивают, вторая переселяется на Кавказ и в Грецию.

 

Миграция понтийских греков на рубеже 80—90 годов XX века

С конца 1980-х  с ухудшением политической и экономической ситуации в регионе начинается массовый выезд греков из Закавказья: мигранты уезжают в Грецию и Россию. Местами переселения грузинских греков в России являются районы в Краснодарском и Ставропольском краях, в республиках Адыгее и Карачаево-Черкесии, а также богатый камнем Урал. И поскольку большая часть греков — хорошие каменщики, они связывают свою жизнь со строительством на Урале. Отцы семейств на рубеже распада СССР едут в регион в поисках работы, а основавшись, перевозят родных. Так и разрастается часть России за счет людей греческой национальности.

Семья Марианны Марабаевой эмигрировала из Абелиани (Грузия) на Урал в 1989 году

«Что касается человеческого фактора, то по приезде нас радушно встретили: помогли с работой и жильем. Если говорить о сегодняшнем дне, то грек к греку все-таки относится доверительнее»,  — вспоминает Марианна Марабаева

В связи с этим для объединения и поддержки своих сограждан 11 мая 1991 года А.В. Икономов и Э.П. Темерчев создают свердловское региональное общество греков «Рифей», где решаются вопросы единения лиц греческого происхождения, возрождение и развитие национальной культуры российских греков и удовлетворение религиозных потребностей.

Так, на начало XXI века к 2002 году на Среднем Урале греческое население составляет 1979 человек. По последним данным переписи населения на 2010 год — 3456.

Семья Марианны Стафиловой переехала в Екатеринбург в 1991 году

«При переезде я и мои сестры столкнулись с тем, что нас поначалу дразнили. «Понаехали тут», говорили нам. А вот проблем с русским языком, в отличие от его прямых носителей, не было: греки хорошо говорят на русском, потому что ходили в русские школы в Грузии. Они говорят четко, без слов-паразитов, конкретно, за вопросом всегда следует ясный ответ», — поделилась Марианна Стафилова.

Вот так и появились греки на Урале. Поэтому, завидев людей, танцующих сиртаки или услышав звуки бузуки на юге России или морозном Урале, – не удивляйтесь: жизнь так распорядилась, и греки живут по всему белому свету. А понтийцы, несмотря на территорию проживания, объединяются, помнят историю своих предков, чтят традиции и обычаи.

 

 

По данным материалов «200 лет ЦИНЦКАРО 1813-2013» Р.И. Татаридиса (2013 год) и «Понтийские Греки» А.П. Попова (2009 год)

Запись опубликована в рубрике екатеринбург культурный, эллада на урале с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Под звуки бузуки»

  1. Юлия говорит:

    Очень интересная статья! Большое спасибо автору! Дианочка, чувствуется, проделала большую работу, чтобы донести до нас историю понтийцев, да так, что ты ее лично начинаешь чувствовать , понимать, сопереживать и в результате бережнее относиться к такой прекрасной нации, к такому удивительному народу-грекам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *